ЭЦП и КЭП

картинка блога

С появлением электронного документооборота возникла необходимость удалённой идентификации подписи человека в документах. Именно эту задачу выполняет ЭЦП. Электронная цифровая подпись призвана заменять физическую подпись человека на документах. Это даёт возможность осуществлять документооборот с помощью интернета, без необходимости физического присутствия.

Существует несколько видов электронных подписей: простая, квалифицированная и неквалифицированная.

С простой подписью мы сталкиваемся постоянно в виде смс-подтверждений, логинов и паролей. Такой вид подписи практически не имеет юридической силы и у него достаточно слабая защита.

Результатом более сложного шифрования информации являются квалифицированная (КЭП) и неквалифицированная электронная подписи (НЭП). Они представляют собой сочетание специального программного обеспечения, которое необходимо установить на компьютер и физического носителя (флэш-карты).

До 1 июля 2018 года в торгах по 44 ФЗ на федеральных площадках можно было использовать НЭП, сейчас же поставщиков обязали использовать КЭП. В государственных торгах квалифицированная электронная подпись используется для регистрации в ЕИС, для участия во всех процедурах, для электронного документооборота между участниками торгов.

Прежде всего, квалифицированная электронная подпись отличается более высокой степенью защиты данных, имеет надёжную защиту от копирования. В ней действуют мощные шифровальные алгоритмы, которые были одобрены ФСБ. Такая подпись приравнена к физической подписи и полностью признаётся в суде и государственных органах. Для сравнения отметим, что неквалифицированная электронная подпись приравнивается к физической лишь в случаях, прямо указанных в документации.

Квалифицированная электронная подпись проходит обязательную государственную регистрацию и может быть выдана только аккредитованным удостоверяющим центром. Список аккредитованных удостоверяющих центров можно посмотреть на сайте Минкомсвязи в специальном разделе по ссылке https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/2/.

Изготовление КЭП возможно для различных сотрудников с различным уровнем ответственности: администратор, уполномоченный специалист и специалист с правом подписи контракта. Для госторгов получить КЭП могут физические лица, ИП и юридические лица. Есть стандартный перечень документов для выпуска квалифицированной подписи: документ, удостоверяющий личность, свидетельство о постановке на учёт, СНИЛС уполномоченного лица, свидетельство ОГРН и заявление на выдачу сертификата. Дополнительный список документов может варьироваться в зависимости от выбранного удостоверяющего центра, который вправе запрашивать любые документы, необходимые для принятия решения о выдаче КЭП.

Владелец квалифицированной подписи полностью несёт ответственность за её использование. Запрещено передавать подпись третьим лицам. Рекомендуется хранить подпись в надёжном месте, использовать обновлённые версии антивирусных программ.